Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В этом году ведущей темой стала Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые финансовые услуги». Напомним, что Всемирный день прав потребителей закреплен в календаре 15 марта 1983 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ — «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей». В этом году Всемирная организация потребителей (Consumers International) акцентировала внимание на усиленную тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.
Цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире: По данным Juniper Research ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек.
Исследования проведенные Findex показали, что в развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году.
На протяжении последних нескольких лет развитие цифровых финансовых услуг в России идёт в темпах, опережающих даже страны-лидеры мировой экономики. Особенно актуальным это стало в эпоху пандемии COVID-19, когда оборот наличных денег стал нежелательным.
Цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг.
Тем не менее, в данных условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества. Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Однако «безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
Граждане, интересующиеся вопросами по цифровым финансовым услугам, могут получить консультации в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Югорске и Советском районе 8(34675)7-38-91, 7-39-07.
Консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре» в Советском районе и в г. Югорске, в г. Урае и Кондинском районе» 8(34676) 2-57-63.
8800-100-29-26 (телефон «горячей линии» Роспотребнадзора работает ежедневно и круглосуточно).
По информации ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в Советском районе и г.Югорске