Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования Советский район
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Экономика Советского района
Наш адрес
628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 10
Приемная
телефон: (34675) 5-48-10
факс: (34675) 5-49-66
Эл. почта: econ@sovrnhmao.ru

Легализация неформальных трудовых отношений

21 сентября 2023

"Перевод" работников в самозанятые: мифы и реальность

С 1 января 2019 года в России ввели налог на профессиональный доход граждан, известный в СМИ как "налог на самозанятых".

Цель, которую преследовал законодатель, понятна и проста – с помощью льготных условий вывести самозанятых из тени. Так, по общему правилу все фрилансеры обязаны уплачивать со своих доходов НДФЛ по общей ставке 13%, либо регистрироваться в качестве ИП.

С 1 января 2019 года государство предлагает самозанятым из указанных регионов после регистрации в статусе самозанятого уплачивать налог в размере 4% в отношении дохода от сделок с физическими лицами и 6% от дохода по сделкам с ИП и юридическими лицами.

К середине января, через специальное мобильное приложение "Мой налог" зарегистрировалось уже более 8 тыс. человек.

Между тем, чуть ли не в первые рабочие дни нового года в сети стали появляться "советы" для работодателей по "реструктурированию" трудовых отношений со своими работниками. Суть предложения заключается в "переводе" всех или какой-то части сотрудников в статус самозанятых, что означает по факту их увольнение с последующим оформлением отношений с помощью гражданско-правовых договоров.

Что это дает юрлицам или ИП?

Довольно существенную экономию на налогах и взносах.

Работодатели, во-первых, теряют статус налогового агента по НДФЛ в отношении своего уже бывшего работника, поскольку "самозанятые" освобождены от уплаты НДФЛ по тем доходам, которые облагаются налогом на профессиональный доход (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ, далее – Закон № 422-ФЗ), а также не уплачивают за него страховые взносы. Более того, вознаграждение, выплаченное по гражданско-правовому договору, может варьироваться выгодным для обеих сторон образом и учитываться у компании в качестве расхода, уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль.

Еще один плюс для работодателя – никаких гарантий в соответствии с Трудовым кодексом в отношении своих "бывших": выходные пособия, ежегодный оплачиваемый отпуск, пособие на случай временной нетрудоспособности – все это больше не является обязанностью бывшего работодателя (глава 19, ст. 178, глава 28 ТК РФ).

Вместе с тем, и бывший работник больше не обязан подчиняться принятым в организации правилам: например, сидеть в офисе привычные 8 часов с перерывом на обед или соблюдать правила, связанные с прекращением отношений (например, предупреждать о расторжении договора за две недели). В принципе для выполнения обязательств по договору вообще необязательно появляться в офисе – но все, конечно, зависит от характера работы или услуги, о которой договорились с бывшим работодателем.

На первый взгляд, такие перспективы могут показаться заманчивыми. Но!, прежде чем думать о такой "оптимизации" с использованием самозанятых, советуем сначала проанализировать хотя бы уже сформировавшуюся практику, а именно на что обращает внимание налоговый инспектор при переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые.

Как показывает практика, для налоговых органов и судов формальный статус физических лиц, а также наименование договора не значат ровно ничего в отсутствие экономического обоснования тех или иных действий и изменений во взаимоотношениях (Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2017 г. № 302-КГ17-382 по делу № А58-547/2016). При этом, следует помнить о том, что нахождение бывшего работника в офисе и практически на том же рабочем месте может быть воспринято как один из признаков сохраняющихся трудовых отношений, что повлечет за собой риск переквалификации отношений. При этом, отсутствие трудовых споров между обществом и предпринимателями, а также отказ лиц от прав и гарантий, установленных трудовым законодательством, не принимаются в качестве имеющих правовое значение для определения налоговых обязательств.

То есть если вы скажете, что используете самозанятых вместо работников, потому что это позволяет экономить на налогах, инспекция вашу предприимчивость не оценит. Потому что при принятии бизнес-решений, как бы это несправедливо не звучало, вы не можете руководствоваться исключительно соображениями налоговой экономии. Об этом неоднократно напоминала ФНС России (письмо ФНС России от 31 октября 2017 года № ЕД-4-9/22123@, письмо ФНС России от 11 августа 2017 № СА-4-7/15895@).

Во-вторых, все эти вредные советы бизнесу в принципе вызывают вопросы – закон о самозанятых напрямую говорит нам о том, что для освобождения от соответствующих налогов и законного использования специального режима в виде налога на профессиональный доход, должно пройти не менее двух лет (!). Только тогда доход от деятельности бывшего работника будет приводить к указанным выше благоприятным налоговым последствиям для обеих сторон и не вызовет подозрений у проверяющих (подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).

Таким образом, при всем желании физическое лицо не может пользоваться льготным экспериментальным режимом и считаться самозанятым при сотрудничестве с бывшим работодателем на протяжении двух лет после формального увольнения. Данный доход, не признаваясь объектом по льготному режиму, будет объектом НДФЛ и облагаться по общей ставке 13%, а компания при этом должна будет заплатить и страховые взносы.

Возврат к списку