1. Может ли работодатель после списания СИЗ оставить их работнику?
Нет, не может.
После списания СИЗ работодатель обязан их утилизировать (п. 10 Правил выдачи СИЗ). Организуйте контроль за своевременным возвратом СИЗ после окончания срока эксплуатации, обеспечьте вывод из эксплуатации и утилизацию СИЗ. За несоблюдение Правил выдачи СИЗ организации грозит предупреждение или штраф от 50 000 до 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).
Если работник использует СИЗ с истекшим сроком носки, защита от воздействия вредных факторов снижается и высок риск несчастного случая или профзаболевания.
2. Можно ли направить кадровика на тестирование в ЕИСОТ до перевода на должность специалиста по охране труда?
Нет, нельзя.
Работнику по должности «кадровик» не нужно проходить тестирование в ЕИСОТ. Сначала переведите сотрудника на должность специалиста по охране труда (п. 62 Порядка обучения № 2464), а затем обучите его в учебном центре. Тестирование назначит в рамках обучения учебный центр самостоятельно.
3. Если организация продолжает использовать типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ, по каким нормам выдавать смывающие и дерматологические средства?
По нормам выдачи смывающих и обезвреживающих средств, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н (далее – Приказ № 1122н).
Если организация продолжает использовать типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ, то и смывающие и дерматологические средства нужно выдавать по старым нормам. Приложение 2 к Приказу № 1122н продолжает действовать до конца 2024 года. Работодатель не может частично перейти на ЕТН и выдавать смывающие и дерматологические средства по ним.
4. При определении сроков носки СИЗ на что ориентироваться – на срок эксплуатации или срок годности СИЗ?
На срок эксплуатации СИЗ.
Ориентируйтесь на срок эксплуатации СИЗ и исчисляйте его со дня фактической выдачи СИЗ работнику (п. 56 Правил выдачи СИЗ). Однако нормативные сроки эксплуатации СИЗ не могут превышать сроков, указанных в Нормах работодателя (п. 57 Правил выдачи СИЗ).
Пример: нормативный срок эксплуатации костюма от общих производственных загрязнений – 1 год, а срок годности – 5 лет. Работник может эксплуатировать СИЗ максимум 1 год, но в период срока годности. Если костюм поступил на склад в 2022 году, то в течение 5 лет работодатель вправе выдать его работнику для носки на 1 год.
Если СИЗ выдают руководителю или специалисту, то срок эксплуатации можно увеличить на срок не более срока годности СИЗ. Изменения работодатель отражает в Нормах (п. 18 Правил выдачи СИЗ). Тогда тот же самый костюм от ОПЗ можно выдать на срок до 5 лет, если это закрепили в Нормах.
5. Нужно ли разрабатывать перечень СИЗ, которые подлежат испытаниям/проверке?
Да, если это требование эксплуатационной документации СИЗ.
Разработайте с 1 сентября перечень СИЗ, которые подлежат испытаниям/проверке, если в эксплуатационной документации установлены сроки испытания/проверки исправности СИЗ (п. 59 Правил выдачи СИЗ). Перечень согласуют с профсоюзом и далее утверждают приказом работодателя.
6. Где указаны требования к наличию в помещении офисного работника окна?
В СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно пункту 130 СанПиН 2.1.3684-21 любое помещение, для которого гигиеническими нормативами установлено значение коэффициента естественного освещения (КЕО), должно иметь естественное освещение. В таблице 5.25 указаны КЕО для кабинетов, рабочих комнат, офисов, представительств. Следовательно, в помещениях офисного работника должно быть окно.
7. Как доказать директору, что всех работников нужно обучить охране труда в учебном центре согласно Порядку обучения № 2464?
Если работодатель не выполняет требования пунктов 96 и 99 Порядка обучения № 2464, то работников обучают охране труда в учебном центре.
Работодатель сам принимает решение, обучать охране труда внутри организации или отправить работников в учебный центр. Исключение – это категории работников, которые обучаются только в учебном центре. Они перечислены в пункте 34, 40, 44 Порядка обучения № 2464. О своем решении обучать внутри организации работодатель обязан сообщить в Минтруд, иначе делать это запрещено (п. 99 Порядка обучения № 2464).
Также, чтобы обучать внутри организации, у работодателя должны быть:
• материально-техническая база – места обучения работников или учебные помещения, а также оборудование, технические средства обучения;
• учебно-методическая база – программы обучения по охране труда и учебные материалы для каждой программы обучения по охране труда;
• не менее двух обучающих охране труда в штате организации или специалистов по договорам ГПХ;
• комиссия по проверке знания требований охраны труда.
Если хотя бы одно из требований пункта 96 Порядка обучения № 2464 работодатель не может соблюсти, то это является аргументом, чтобы направить всех работников на обучение в учебный центр.
8. Нужно ли разработать инструкцию по охране труда для токаря, если уже есть инструкция по охране труда при выполнении токарных работ?
Нет, это не обязательно.
Инструкцию по охране труда работника разрабатывают исходя из его должности/ профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы (п. 18 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н). Поэтому достаточно разработать инструкцию по охране труда при выполнении токарных работ. Главное, чтобы ИОТ содержала требования по безопасному выполнению работ работником (п. 4 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н).
9. Почему согласно части 4 статьи 5.27.1 КоАП работодателя оштрафуют за невыдачу СИЗ только в том случае, если они относятся ко 2-му классу риска?
Это условие указано в примечании к статье 5.27.1 КоАП.
Работодателя оштрафуют по части 4 статьи 5.27.1 КоАП за невыдачу СИЗ только 2-го класса риска. Если СИЗ 1-го класса риска, то работодателю грозит штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Классы риска СИЗ указаны в приложении 4 к ТР ТС 019/2011.
10. Нужно ли проводить внеплановый инструктаж работникам в связи с новыми Правилами выдачи СИЗ?
Да, нужно.
Проведите внеплановый инструктаж работникам, чтобы проинформировать их о полагающихся СИЗ и смывающих средствах, способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность СИЗ (п. 10 Правил выдачи СИЗ). Основания для внепланового инструктажа указаны в пункте 16 Порядка обучения № 2464, среди них есть изменение НПА.