1. Можно ли сократить количество СИЗ или продлить их срок эксплуатации, если выдаем работникам, которые совмещают несколько профессий?
Да, можно.
Выдайте работнику все необходимые СИЗ по основной профессии согласно утвержденным нормам. Если работник совмещает несколько профессий, дополнительно выдайте ему СИЗ, которые не предусмотрены по основной профессии (п. 31 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 766н). Требований об увеличении сроков эксплуатации СИЗ в законодательстве нет.
2. Может ли работодатель снизить класс условий труда по пункту «тяжесть трудового процесса», если установит дополнительные перерывы?
Да, может.
При измерении фактора «тяжесть трудового процесса» во время проведения СОУТ учитывают нагрузку на работника в течение смены (подп. 22 п. 2 ст. 13 закона от 28.12.2013 № 426 и п. 4 прил. 2 приказа Минтруда от 24.01.2014 № 33н). Работодатель вправе увеличить количество перерывов работников и зафиксировать свое решение в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 109 ТК). При этом класс условий труда можно снизить только после проведения внеплановой спецоценки (подп. 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426).
3. Допускается ли регистрировать вводный инструктаж не в журнале, а на индивидуальном бланке, который распечатывают для каждого трудоустраиваемого сотрудника? Если да, то нужно ли сшивать распечатки бланков, например, в конце года?
Да, допускается.
Работодатель сам определяет форму и порядок регистрации инструктажей по охране труда (п. 88 Порядка обучения № 2464). Если планируете регистрировать инструктажи на индивидуальных бланках для каждого вновь трудоустроенного работника, то утвердите это в локальном акте. Укажите на бланке информацию, которая требуется при регистрации вводного инструктажа (п. 86 Порядка обучения № 2464). Требования по сшиванию в журнал бланков регистрации инструктажей в законодательстве нет.
4. Требуется ли проводить стажировку работнику рабочей профессии после трудоустройства, если на предыдущем месте он работал по этой же профессии и уволился два дня назад?
Да, требуется.
Стажировка входит в состав обучения по охране труда и проводится на рабочем месте конкретной организации под руководством ответственных лиц (п. 4 и 29 Порядка обучения № 2464). В локальных актах утверждают перечень профессий, которым необходима стажировка, и порядок ее проведения. Если не проведете стажировку, то нарушите закон (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). Продолжительность стажировки возможно сократить не менее чем до двух смен, если в локальном акте предусмотрены такие условия (п. 31 Порядка обучения № 2464).
5. Можно ли принять сотрудника на работу, отправить его в неоплачиваемый отпуск, а по возвращении из отпуска отправить сотрудника на прохождение медосмотра?
Да, можно, если не допустите работника до выполнения работ.
Предварительный медосмотр проводят при поступлении на работу (п. 2 Порядка проведения медосмотров от 28.01.2021 № 29н). Примите работника и не допускайте его к трудовым обязанностям, пока кандидат не пройдет процедуру. Если допустите работника без прохождения предварительного медосмотра, то нарушите закон (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).
Если по результатам предварительного медосмотра у работника выявят противопоказания, работодатель обязан предложить ему другую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, или расторгнуть трудовой договор (ст. 73 ТК).
6. Обязательно ли разрабатывать и утверждать порядок обучения мерам пожарной безопасности в организации?
Да, обязательно.
Руководитель определяет порядок и сроки обучения мерам пожарной безопасности в организации (п. 2 приказа МЧС от 18.11.2021 № 806). Порядок должен быть утвержден руководителем (п. 1.5 прил. 2 приказа МЧС от 18.11.2021 № 806).
7. Обязательно ли закреплять сварочное оборудование за конкретным работником, который его эксплуатирует?
Нет, не обязательно.
В законодательстве нет требования о закреплении за работником сварочного оборудования. Работодатель назначает ответственного за проверку оборудования на исправность, например, инженера по эксплуатации. Проводят проверку не реже одного раза в полгода (п. 56 приказа Минтруда от 11.12.2020 № 884н).
8. Содержит ли профстандарт сведения о том, кому в организации подчиняется начальник отдела охраны труда?
Нет, не содержит.
В профстандарте «Специалист по охране труда», который утвержден приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н, нет сведений о том, кому в организации подчиняется начальник отдела охраны труда. Служба охраны труда подчиняется работодателю или компетентному работнику, на которого возложены обязанности по руководству службой охраны труда (п. 9 приказа Минтруда от 31.01.2022 № 3).
9. Можно ли заменить выдачу молока компенсационной выплатой сварщику, если по итогу СОУТ присвоен класс 3.2, но ПДК кристаллического диоксида кремния и АПФД в пределах нормы?
Да, можно.
Выдачу молока можно заменить компенсационной выплатой, если они не заняты на работах в контакте с аллергенами, канцерогенами и фиброгенами 1-го и 2-го класса опасности (п. 2 приложения 3 к приказу Минтруда от 12.05.2022 № 291н).
10. Определено ли в нормативных актах, какое расстояние будет считаться удаленным от санитарно-бытовых узлов, если выдаем ДСИЗ?
Нет, не определено.
В нормативных актах отсутствуют сведения, которые определяют удаленность от санитарно-бытовых узлов. Работодатель сам определяет, какие работы проводятся удаленно от санитарно-бытовых узлов. Если такие работы есть, то их учитывают при формировании Норм выдачи (п. 14, 35 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 766н).
© Материал из Справочной системы «Охрана труда»
Дата копирования: 29.07.2024